ПРАВОСЛАВНОЕ ЕДИНОВЕРИЕ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрена идейная трансформация единоверия – старообрядного крыла Русской Православной Церкви, возникшего как компромиссный вариант между старообрядцами и сторонниками реформированной Никоном церкви. Возникнув фактически почти сразу после церковного раскола XVII века и юридически оформленное в 1800 г., единоверие представлено как пример трансформации традиционной духовности: от собственно традиционности через фазу рациональной религиозности – в симулятивную фазу. Первая стадия – традиционная – являет собой единоверие как своеобразный ментальный шлюз для перехода носителей «древлего благочестия» в секуляризованную государственную Церковь. Вторая ступень – недолгий выход единоверия на конфессиональный уровень, попытка обособления и смены парадигмального курса всей официальной Церкви. Третья стадия – современная – попытка превращения единоверия (как участника старообрядческого смыслового поля) в элемент симулятивной духовности Постмодерна. Являясь внутри Русской Православной Церкви наиболее традиционалистическим и традиционным крылом, единоверие является индикатором пострелигиозных процессов, затрагивающих в первую очередь наиболее традиционные формы духовности. Следовательно, исследуя историю и трансформацию достаточно однородного в своём семиотическом измерении единоверия, можно получить сведения о сущности пострелигиозных трансформаций, происходящих с православием в целом. Пострелигиозная ментальность имеет место действия в наиболее насыщенных семиотических полях; ситуативное пренебрежение этой насыщенностью со стороны новообрядцев не позволяет им выйти во всей своей полноте из религиозного формата в пострелигиозный. Единоверцы внутри РПЦ, старательно хранящие древние ритуалы и правила, но в то же время лишённые раскольнического осознания своей исключительности, помогают рассмотреть пострелигиозные сдвиги без примеси к ним идеологических и политических факторов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань: Изд-во Казан. императ. ун-та, 1895. 580 с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула: Тульский полиграфист, 2013. 204 с.
Боченков В.В. Истина историческая против истины миссионерской // Церковь: Издание РПСЦ / Ред. А.В. Антонов. 2004. № 6. С. 50-59.
Бродский Л.К. К вопросу об единоверческом епископе. (Историческая справка) // Христианское чтение. 1906. № 6. С. 909-930.
Верховский Т., прот. Искание старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства. СПб: Изд-во В. Головина, 1868. 72 с.
Ермакова Д.С. Единоверческая Церковь в Зауралье (XIX – первая треть ХХ века): Автореф. дис. канд. ист. наук. Тюмень: ТюменГУ, 2011. 22 с.
Жмакин В.И., прот. Начало единоверия (1780-1796) // Христианское чтение. 1900. № 12. С. 979-1004.
Звездинский М.И. Взгляд Филарета митрополита Московского на единоверие и его отношение к нему. М.: Изд-во МГУ, 1900. 15 с.
Зимина Н.П. Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 442 с.
Кирилл (Сахаров), игумен. Интервью в связи с 210-летием учреждения единоверия // Берсенёвские страницы. 2010. № 5 (103). С. 1-2.
Кутузов Б.П. Так был ли Кочующий собор? // Русское Православие. 2000. № 4. С. 1-6.
Кутузов Б.П. Церковная "реформа" XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. Барнаул: Изд-во Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы РПСЦ, 2008. 624 с.
Лавров А.С. Письмо и челобитная Ивана Неронова // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1. С. 101-106.
Лебедев Е.Е. Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу // Христианское чтение. 1903. № 1. С. 443-463.
Майоров Р.А. К вопросу об эклезиологии единоверческого священника Иоанна Верховского (отношения с Белокриницкой иерархией) // Церковь и общество в России: пути содружества и вызовы эпох: Сб. статей / Сост.: А.С. Мельков, В.Ю. Венедиктов. М.; Ярославль: Ремдер, 2008. С. 160-167.
Миролюбов И., свящ. Старообрядцы: Назад, в будущее! // Нескучный сад. 2010. № 12. С. 7-10.
Павел, архимандрит Никольского единоверческого м-ря. Беседа с одним из православных о том, как следует смотреть на именуемое старообрядчество. М.: Изд-во Братства св. Петра митрополита, 1896. 52 с.
Павел, архим. Ответ на вопрос старообрядца о обрядах // Павел, архим. Полн. собр. соч. Т. 1. М.: Изд-во Братства св. Петра митрополита, 1897. С. 303-304.
Павел, архим. Беседа со старообрядцем о мнимых прибавлениях и убавлениях, якобы внесённых церковию в богослужебные книги // Павел, архим. Полн. собр. соч. Т. 1. М.: Изд-во Братства св. Петра митрополита, 1897. С. 305-314.
Павел, архим. О поливательном крещении отповедь старообрядцам // Павел, архим. Полн. собр. соч. Т. 1. М.: Изд-во Братства св. Петра митрополита, 1897. С. 334-336.
Павел, архим. Ответ мой одному возражателю // Павел, архим. Полн. собр. соч. Т. 2. М.: Изд-во Братства св. Петра митрополита, 1897. С. 156-215.
Павлова О.А. Единоверие в контексте правительственной и церковной политики России в XVIII – начале ХХ в.: Автореф. …канд. ист. наук. Нижний Новгород: НГПУ, 2007. 30 с.
Саранча Е., свящ. Жизнеописание священномученика Симона епископа Охтенского. М.: Изд-во единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода, 2011. 58 с.
Саранча Е., иерей. Столетие Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) // Правда Православия: Периодическое издание единоверческой общины храма Архангела Михаила / Ред. Иринарх (Денисов), священноигумен. 2012. № 1. С. 9-10.
Свод действующих постановлений о раскольниках. Б.м., Б.г. 17 с.
Смирнов В.В. Падение III Рима. Духовные основы возрождения Русского Православного Царства. СПб.: Скифия, 2008. 160 с.
Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М.: Церковь, 1996. 318 с.
Субботин Н.И. Ещё 15 лет служения Церкви борьбою с расколом (моя переписка с архим. Павлом за 1879-95 гг.). М.: Синодальная типогр., 1904. 907 с.
Субботин Н.И. О сущности и значении раскола в России. СПб.: Синодальная типография, 1892. 48 с.
Тихомиров Л.А. Законопроект о раскольниках // Тихомиров Л.А. Руководящие идеи русской жизни / Ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008. С. 497-500.
Товбин К.М. Русское старообрядчество как ответ на секуляризацию в России // Философия права. 2014. № 4 (65). С. 102-106.
Феотокис Никифор, архиеп. Благословенным христианам Греции и России. М.: Даниловский благовестник, 2006. 344 с.
Филиппов Т.И. О нуждах единоверия // Филиппов Т. И. Русское воспитание / Ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008. С. 244-282.
Фролов К.А. Секулярный тоталитаризм в обществе и "суррогатный консерватизм" в Церкви как вызов Церкви, обществу и государству // Апология клерикализма. М., 2007. С. 37-79.
Чельцов М.П. Единоверие за время столетнего существования его в Русской Церкви. СПб.: Изд-во В.В. Комарова, 1900. 95 с.
Шлеёв С., свящ. Единоверие и его столетнее организационное существование в Русской Церкви // Путь на Голгофу. Т. 2. Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского / Ред. Н.П. Зимина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. С. 15-80. С. 103-508.
Шлеёв С., свящ. К вопросу: какой епископ нужен единоверию? // Путь на Голгофу. Т. 2. Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского / Ред. Н.П. Зимина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. С. 79-102.
Интернет-ресурсы
Дугин А.Г. Концепция святорусского Православия в единоверческой традиции // Анти-раскол: Информационно-справочный портал по расколоведению. [Б.м, 2015] URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/2007 (дата обращения 13.02.15).
Карпец В.И. Древлеправославное торжество // Правая.Ru. [М., 2004-2015] URL: http://www.pravaya.ru/faith/118/8421 (дата обращения 13.02.15).
Карпец В.И. Народный монарх и единая вера // Правая.Ru. [М., 2004-2015] URL: http://www.pravaya.ru/faith/118/600 (дата обращения 13.02.15).
Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Доклад Председателя Комиссии по взаимодействию и сотрудничеству Русской Православной Церкви и Старообрядчества на юбилейной конференции, посвященной 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви (Москва, ОВЦС, 27 ноября 2000 г.) // Сайт Тараса Сидаша [СПб., 2011] URL: http://sidashtaras.ru/img/prilozhenie_p_K.pdf (дата обращения 13.02.15).
Крылов Г., прот. Как Агиасма стала "скачущей" (история одного литургического разночтения) / Богослов.Ru. [М., 2007-2015] URL: http://www.bogoslov.ru/text/2308475.html (дата обращения 13.02.15).
Крылов Г., прот. Старый чин как признак новой эпохи // Богослов.Ru. [М., 2007-2015] URL: http://www.bogoslov.ru/text/1937533.html (дата обращения 13.02.15).
Майоров Р.А. Единство в многообразии // НГ-Религии [М., 1997-2015] URL: http://www.ng.ru/printing/2005-06-01/7_edinstvo.html дата обращения 13.02.15)
Правила учреждения единоверия 1800 года // Библиотека Якова Кротова. [М., 2003-2012] URL: http://krotov.info/acts/18/3/18001027.html (дата обращения 13.02.15).
Саввин Д. Антисимфония // Академия Тринитаризма. [М., 2002] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00171047.htm (дата обращения 13.02.15).
Саввин Д. Церковный раскол XVII века как корень последующих русских бед // Русская Идея. [Б.м., 2006]. URL: http://www.rusidea.org/?a=12015 (дата обращения 13.02.15).
Ткачёв А., прот. Проблема православно-старообрядческого диалога // Православное старообрядчество: информационно-аналитический сайт. [М., 2006-2012] URL: http://www.edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=471 (дата обращения 13.02.15).
Тюренков М.А. 350 лет "врозь"? Взгляд через приоткрытую катапетасму / Правая.Ru. [М., 2004-2015] URL: http://www.pravaya.ru/look/3263 (дата обращения 13.02.15).
Тюренков М.А. Кредо единоверца / Правая.Ru. [М., 2004-2015] URL: http://www.pravaya.ru/column/6885 (дата обращения 13.02.15).
Тюренков М.А. Православие, Единоверие, Старообрядчество: Выступление на XIV Международный Рождественских образовательных чтениях (январь-февраль 2006 г.) / Правая.Ru. [М., 2004-2015] URL: http://pravaya.ru/expertopinion/116/6490 (дата обращения 13.02.15).
Тюренков М.А. Что невозможно человекам – возможно Богу / Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. [СПб., 2012] URL: http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/26/mihail_tyurenkov_chto_nevozmozhno_chelovekam_vozmozhno_bogu/ (дата обращения 13.02.15).
Чубаров П., свящ. "А негоже нам, братья, ратиться!" // Православный Санкт-Петербург [СПб., 1998-2012] URL: http://www.pravpiter.ru/pspb/n212/ta008.htm (дата обращения 13.02.15).
DOI: http://dx.doi.org/10.17076/hum74
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
© Труды КарНЦ РАН, 2014-2015