Методические подходы к формированию моделей потребительского поведения домохозяйств в зависимости от уровня доходов населения региона

Анна Сергеевна Мельникова, Anna Melnikova

Аннотация


Потребительское поведение домохозяйств определяется целым комплексом социально-экономических и культурно-психологических факторов, особое значение среди которых имеют региональные факторы формирования доходов населения, мотивов и стимулов поведения. Предложенный методический подход позволяет выделить критерии оценки и показатели, характеризующие экономическое поведение семей на региональном рынке потребления. На примере анализа структуры доходов и расходов домохозяйств Свердловской области в ходе исследования выделены модели потребительского поведения домохозяйств, выявлены предпочтения потребления различных товаров и услуг в зависимости от благосостояния семей. Авторский подход позволяет прогнозирование потребительского рынка исходя из социально-экономических факторов, формирующих уровень доходов населения региона.


Ключевые слова


домохозяйство; доходы населения; потребительское поведение; региональные факторы

Полный текст:

PDF

Литература


Белоусов А. Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.forecast.ru (дата обращения: 12.01.2015).

Булганина С. Н. Природа и структура экономических субъектов: монография. Оренбург: ОГУ, 2003. 206 с.

Воронов В. В., Краско В. Д. Доход как фактор потребительского поведения домохозяйств в Латвии // Социосфера. 2011. № 1. С. 86–92.

Жеребин В. Экономический рост и интересы большинства населения // Экономическая наука современной России. 2006. № 11. С. 59–73.

Землянская В. Н. Особенности потребительского поведения семей в период реформирования экономики // В сб: Экономика домашних хозяйств. М.: ИСЭПН РАН, 1997. 284 с.

Иванова Н. А. Особенности потребительского поведения домохозяйств в трансформационной экономике // ВЕСТНИК ОГУ. 2008. № 9 (91)/сентябрь. С. 107–111.

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости процента и денег. М.: Гелиос Арв. 2002. 352 с.

Маевский В., Чернавский Д. О рациональном поведении реального потребителя // Вопросы экономики. 2007. № 3. С. 71–85.

Мельникова А. С. Влияние эволюции потребительского поведения на ценностный выбор поколений // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 28 февраля 2014 г.). В 4 т. Том 1 / Под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 100–103.

Охотников И. В. Сбережения как фактор повышения качества жизни населения России: автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: 2006. 25 с.

Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Росстат [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.01.2015).

Россинская Г. М. Потребительское поведение домохозяйства в условиях трансформации российского общества. Уфа: Экономика. Т. 12, № 3(32). 2009. С. 22–36.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Классика экономической мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2010. 960 с.

Стрижкова Е. Г. Потребление и сбережения домашних хозяйств – ключевой фактор посткризисного восстановления национальной экономики // Вопросы статистики. 2000. № 5. С. 35–40.

REFERENCES

Belousov A. R. Dolgosrochnye trendy rossiiskoi ekonomiki. Stsenarii ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2020 goda [Long-term trends in the Russian economy. Scenarios of economic development of Russia up to 2020]. URL: http://www.forecast.ru (accessed: 12.01.2015).

Bulganina S. N. Priroda i struktura ekonomicheskikh sub"ektov: monografiya [The nature and structure of economic agents. Monograph]. Orenburg: OGU, 2003. 206 p.

Voronov V. V., Krasko V. D. Dokhod kak faktor potrebitel'skogo povedeniya domokhozyaistv v Latvii [Income as a factor of consumer behavior of households in Latvia]. Sotsiosfera. 2011. No 1. P. 86–92.

Zherebin V. Ekonomicheskii rost i interesy bol'shinstva naseleniya [Economic growth and interest of the majority of population]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii [Economic science of modern Russia]. 2006. No 11. P. 59–73.

Zemlyanskaya V. N. Osobennosti potrebitel'skogo povedeniya semei v period reformirovaniya ekonomiki [Features of consumer behavior of families in the period of economic reforms]. V sb: Ekonomika domashnikh khozyaistv [Economics of households]. Moscow: ISEPN RAN, 1997. 284 p.

Ivanova N. A. Osobennosti potrebitel'skogo povedeniya domokhozyaistv v transformatsionnoi ekonomike [Features of consumer behavior of households in the transformation economy]. Vestnik OGU. 2008. No 9 (91). P. 107–111.

Keins Dzh. M. Obshchaya teoriya zanyatosti protsenta i deneg [The general theory of employment, interest and money]. Moscow: Gelios Arv. 2002. 352 p.

Maevskii V., Chernavskii D. O ratsional'nom povedenii real'nogo potrebitelya [On rational behavior of real consumer]. Voprosy ekonomiki. 2007. No 3. P. 71–85.

Mel'nikova A. S. Vliyanie evolyutsii potrebitel'skogo povedeniya na tsennostnyi vybor pokolenii [Effect of evolution of consumer behavior on value-based choice of generations]. Aktual'nye problemy sotsiologii molodezhi, kul'tury, obrazovaniya i upravleniya: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ekaterinburg, 28 fevralya 2014 g.) [Contemporary problems of sociology of the youth, culture, education and management: proceedings of All-Russian scientific and practice conference (Yekaterinburg, February 28, 2014)]. V 4 t. Tom 1. Ed. Yu. R. Vishnevskii. Ekaterinburg: UrFU, 2014. P. 100–103.

Okhotnikov I. V. Sberezheniya kak faktor povysheniya kachestva zhizni naseleniya Rossii [Savings as factors improving the quality of life of Russian population]: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk. Moscow: 2006. 25 p.

Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Statistical yearbook of Russia]: Stat. sb. Rosstat. 2015. URL: http://www.gks.ru (accessed: 12.01.2015).

Rossinskaya G. M. Potrebitel'skoe povedenie domokhozyaistva v usloviyakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [Consumer behavior of households under transformation of Russian society]. Ufa: Ekonomika, 2009. Vol. 12, No 3(32). P. 22–36.

Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations]. Klassika ekonomicheskoi mysli. Moscow: Eksmo-Press, 2010. 960 p.

Strizhkova E. G. Potreblenie i sberezheniya domashnikh khozyaistv – klyuchevoi faktor postkrizisnogo vosstanovleniya natsional'noi ekonomiki [Consumption and savings of households as key factors of post-crisis recovery of national economy]. Voprosy statistiki. 2000. No 5. P. 35–40.




DOI: http://dx.doi.org/10.17076/81i

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© Труды КарНЦ РАН, 2014-2015